Сделай сам своими руками https://oldoctober.com/forum/ |
|
Автогенераторный блок питания https://oldoctober.com/forum/viewtopic.php?f=9&t=1652 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | user314 [ 01 июл 2022, 19:09 ] |
Заголовок сообщения: | Автогенераторный блок питания |
Предлагаю обсудить вот эту древнюю схему. Вложение: Больше 20-ти лет назад я пытался собрать данный блок питания и "благополучно" взорвал схему, по причине отсутствия базового понимания отладки импульсной схемы. И так она мне впилась в сознание с тех пор, что часто вспоминал о ней, но только сейчас созрел. Ну, во-первых, эта схема мне симпатизирует, потому что валяется целая куча транзисторов КТ846 и КТ838. А во-вторых, есть жгучее желание попытаться заменить БЖТ в моих усилителях низкой частоты на импульсники. Требования к УНЧ всё равно не очень высокие - уличные матюгальники. Собственно лирика закончилась, теперь практические вопросы. 1. Так как я не желаю сразу лезть в сетевое напряжение, сначала планирую погонять данную схему от лабораторного источника питания, поснимать характеристики, попробовать разные магнитопроводы и т.д. , то возникает вопрос - чем дать "тычок" схеме, чтобы она запустилась, если генератор на транзисторе VT3 скорее всего не запустится при низком напряжении (24 - 50 вольт)? Первая мысль - подтыкать к базе одного из ключей заряженным конденсатором? К слову говоря, в симуляторе этот самый "релексационный генератор" наотрез отказался запускаться, видимо нужен какой-то очень неидеальный транзистор. Вложение: 2. Сможет ли данная схема работать с Ш-образным магнитопроводом (без зазора разумеется) ? Собственно пока что всё. |
Автор: | qza [ 01 июл 2022, 21:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
user314 Странная схема в симуляторе нарисована. |
Автор: | user314 [ 01 июл 2022, 21:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
qza писал(а): user314 Странная схема в симуляторе нарисована. А что в ней странного? В статье рекомендуют заземлить эмитер на массу для проверки работоспособности релаксационного генератора. В остальном все номиналы как на схеме. Как раз нашёл у себя один единственный динистор, проверил в реале - работает. В симуляторе это выглядит вот так: Вложение:
|
Автор: | qza [ 01 июл 2022, 23:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
user314 Странная потому что непонятно, как оно может так работать . А вы как думаете этот генератор заработает? |
Автор: | Iurii [ 02 июл 2022, 02:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
user314 У меня такая схема собрана в приборе для проверки и восстановления кинескопов. Это очень простая схема, хотя мне пришлось её немного изменить, чтобы запустить на КТ838A. Никаких других транзисторов на напряжение выше 300 Вольт у меня тогда не было. (На 300 были КТ840А). Так вот, на КТ838А получить надёжный запуск оказалось сложно из-за очень низкого коэффициента усиления этих транзисторов. Если решитесь собирать на них, то я поищу свою схему, там должны быть отражены изменения. Вот только я не вижу в этом смысла сейчас, когда можно вытащить транзисторы, да и вообще всю эту схему из сгоревшей лампочки КЛЛ: https://oldoctober.com/ru/smps/ Там и схема запуска на динисторе есть. А вот здесь про трансформатор: https://oldoctober.com/ru/pulse_transformer/ А вот по поводу использования импульсного трансформатора для питания УНЧ, должен вас предупредить, что вы должны будете быть готовым к борьбе с наводками. Импульсный источник питания это сильнейший источник наводок, а у вас он будет иметь гальваническую связь с УНЧ. Экранировать по настоящему источник вы не станете, так как это сложно и дорого, а значит вам придётся бороться с "бородой" в самой УНЧ. Как вариант, можно использовать УНЧ класса D. |
Автор: | user314 [ 02 июл 2022, 14:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
Iurii писал(а): Так вот, на КТ838А получить надёжный запуск оказалось сложно из-за очень низкого коэффициента усиления этих транзисторов. Если решитесь собирать на них, то я поищу свою схему, там должны быть отражены изменения. Было бы интересно взглянуть на изменения Iurii писал(а): да и вообще всю эту схему из сгоревшей лампочки КЛЛ: https://oldoctober.com/ru/smps/ Там и схема запуска на динисторе есть. в крайнем случае буду использовать динистор вместо транзистора, в конечном счёте, в оригинале транзистор и используется в качестве аналога динистора. Iurii писал(а): А вот по поводу использования импульсного трансформатора для питания УНЧ, должен вас предупредить, что вы должны будете быть готовым к борьбе с наводками. Импульсный источник питания это сильнейший источник наводок, а у вас он будет иметь гальваническую связь с УНЧ. Экранировать по настоящему источник вы не станете, так как это сложно и дорого, а значит вам придётся бороться с "бородой" в самой УНЧ. Как вариант, можно использовать УНЧ класса D. Спортивный интерес, посмотрим что из этого получится. |
Автор: | user314 [ 02 июл 2022, 14:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
qza Вообще без понятия насчёт работоспособности, подозреваю, что дефект транзистора используется как "фича", поэтому в статье его рекомендуют подбирать. |
Автор: | qza [ 02 июл 2022, 15:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
user314 У вас база по сути соединена с эмитером, ну как он откроется... А генератор это когда транзистор открывается и закрывается. |
Автор: | user314 [ 02 июл 2022, 15:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
qza Если есть желание, то соберите данную часть схемы с напряжением 310 вольт и тогда будет видно, работает она или нет. Очевидно же, что транзистор тут это совсем не транзистор. |
Автор: | user314 [ 02 июл 2022, 15:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
Iurii писал(а): user314 писал(а): Было бы интересно взглянуть на изменения Изменения в основном касаются оптимизации тока отпирающего импульса (чтобы БП запускался вне зависимости от величины нагрузки и на ХХ). Дело в том, что если увеличить ток, то ключи могут войти в насыщение, и тогда ток ХХ возрастёт. Я вижу в схеме запуска тоже есть изменение. Что касается деталей, определяющих базовый ток, то назначение их следующие. 5,1Е - ограничивает максимальный ток, 270Е - ограничивает ток через подстроечный резистор (там у меня какой-то мелкий видимо стоит, 20Н - увеличивает амплитуду тока во фронте импульса. Других подробностей я сейчас уже не помню, это больше 30 лет назад было. Помню только что перематывал трансформатор. Испытание на макете прошло успешно, а вот в коробке БП стал сильно греться. Дело было ночью. Я замерил, а в сети 256 Вольт. Пришлось перемотать трансформатор с учётом этого обстоятельства. Этот прибор позволил когда-то с лёгкостью пережить лихие годы. Не очень понятно, что это значит, ожидал увидеть правки на схеме |
Автор: | qza [ 02 июл 2022, 15:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
user314 Вы привели схему, которая понятно как работает, а потом нарисовали какую то глупость в симуляторе. |
Автор: | user314 [ 02 июл 2022, 16:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
qza Цитата: Настройка
Правильно собранный блок питания обычно в налаживании не нуждается, однако в отдельных случаях может потребоваться подборка транзистора VT3. Для проверки его работоспособности временно отключают вывод эмиттера и присоединяют его к минусовому выводу сетевого выпрямителя. Осциллографом наблюдают напряжение на конденсаторе С5 — пилообразный сигнал размахом 20...50 В и частотой несколько герц. Если пилообразное напряжение отсутствует, транзистор необходимо заменить. |
Автор: | user314 [ 02 июл 2022, 17:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
Iurii писал(а): user314 Сорри, забыл схему прицепить к предыдущему посту! Спасибо. Завелась схема на частоте 13 кГц, при напряжении 44 вольта и токе ХХ 0.5А. В качестве T1 использовал ТВС от советского телевизора, расчитывал его на 16 кГц, получилось 13 по факту: Вложение: По осциллографу получилось 35 вольт RMS без нагрузки (диодный мост пока не цеплял). Резистор R4 10 Ом, влияет только на ХХ. Я правильно понимаю, что частотозадающей здесь является первичная обмотка T1 (имеется в виду по схеме из стартового топика) ? UPD: понял, базовые обмотки. |
Автор: | Iurii [ 02 июл 2022, 20:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
user314 писал(а): Я правильно понимаю, что частотозадающей здесь является первичная обмотка T1 (имеется в виду по схеме из стартового топика) ? Он же с автогенерацией, так что всё влияет и величина нагрузки в том числе. Если трансформатор входит в насыщение, то это тоже влияет, так как ток растёт. А в насыщение он входит, если мало витков в первичной обмотке.
|
Автор: | user314 [ 02 июл 2022, 21:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
Iurii Продёргал все обмотки, но ключевое влияние оказывают базовые. |
Автор: | Iurii [ 02 июл 2022, 21:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
user314 писал(а): Продёргал все обмотки, но ключевое влияние оказывают базовые. А какие у вас ключи?
|
Автор: | user314 [ 02 июл 2022, 22:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
Iurii В данный момент КТ846 |
Автор: | Iurii [ 03 июл 2022, 10:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блок питания для УНЧ |
user314 писал(а): В данный момент КТ846 В сети о коэффициенте передачи тока нет, значит он очень маленький. Я вам говорил, сейчас целесообразнее использовать современные транзисторы с более высоким коэффициентом, исчислимым десятскими, а не единицами. Во-первых, проще запустить, во-вторых, сразу сэкономите на базовом токе. Там история такая. Большой базовый ток начинает греть кристалл. Падение напряжения на переходе Коллектор-эмиттер начинает расти, что приводит к ещё большему увеличению рассеиваемой мощности.
|
Автор: | user314 [ 03 июл 2022, 11:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Iurii Через некоторое время переделаю схему на 310 вольт, погоняю на электронной нагрузке, а потом попробую поискать более современные транзисторы (тоже из строчной развёртки в корпусе TO-247) и сравнить характеристики БП. Тут дело такое, что советских транзисторов завались, они хотя бы оригинальные и бесплатные, а вот покупать китайский мусор с перемаркировкой иной раз нет никакого желания, в то же время оригиналы стоят порой не дёшево и ехать надо за ними за тридевять земель. |
Автор: | Iurii [ 03 июл 2022, 11:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 писал(а): Через некоторое время переделаю схему на 310 вольт Я вам давал ссылку. Там рассказано как обезопасить схему от повреждения во время отладки с помощью лампы накаливания. Имхо, дважды отлаживать схему для разного напряжения - лишняя работа. Правда, я бы кроме этой лампы рекомендовал всё же использовать разделительный трансформатор для безопасности.
|
Автор: | user314 [ 03 июл 2022, 14:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Iurii писал(а): user314 писал(а): Через некоторое время переделаю схему на 310 вольт Я вам давал ссылку. Там рассказано как обезопасить схему от повреждения во время отладки с помощью лампы накаливания. Имхо, дважды отлаживать схему для разного напряжения - лишняя работа. Правда, я бы кроме этой лампы рекомендовал всё же использовать разделительный трансформатор для безопасности.Работа совсем даже не лишняя, чтобы расковырять схему, совершенно не боясь при этом по запарке нарваться на напряжение от конденсатора в фильтре, или того гляди, забыв выключить из розетки. Хоть через лампу и через разделительный трансформатор, а приятного в этом мало. Один раз переделывал блок питания в регулируемый, паял ключевые транзисторы забыв обесточить схему, хоть она была подключена и через лампу, но как же я был неприятно удивлён в один момент |
Автор: | qza [ 03 июл 2022, 15:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Говоря о безопасности, сейчас УЗО уже дешево стоит. Не пробовали через него включаться? Это и автомат в том числе... |
Автор: | user314 [ 04 июл 2022, 11:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
qza писал(а): Говоря о безопасности, сейчас УЗО уже дешево стоит. Не пробовали через него включаться? Это и автомат в том числе... Насколько мне известно, автомат + УЗО это диф автомат. |
Автор: | qza [ 04 июл 2022, 20:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Да, он так называется, потому что там стоит диференциальный трансформатор, который контролирует ток фазы и нейтрали, и при малешем (30мА) несоответсвии отключит оба полюса автомата защиты, дабы через вас не пошёл ток утечки в землю и вас не убило... |
Автор: | user314 [ 05 июл 2022, 14:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Вложение: Схема двухтактного ИБП с самовозбуждением.jpg [ 71.89 Кб | Просмотров: 4412 ] Предварительные итоги... Уменьшил ёмкость конденсатора между обмотками, у меня сейчас 6.8 нанофарад, и пришлось поставить дроссель на жёлтом колечке между выходным фильтрующим конденсатором и диодным мостом, тогда становится возможным запуск под нагрузкой, без дросселя вообще никак. Характеристики этого дросселя ещё предстоит выяснять, взял первый попавшийся намотанный. На электронную нагрузку выдаёт 3 Ампера при 22.5 вольта (просадка с 25 вольт), при потреблении из сети около 300 мА и напряжении 230 вольт. На старте частота 24 кГц, после повышения нагрузки возрастает примерно до 30 кГц, трансформатор расчитывался на 25 кГц. Вот так безобразно это сейчас выглядит у меня на операционном столе (научился плохому у канала "Неизвестная Физика") Вложение:
|
Автор: | Iurii [ 05 июл 2022, 15:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Да уж, выглядит стрёмно, а главное очень опасно. Не знаю, насколько это сейчас актуально, но я до сих пор пользуюсь вот такой макетной платой: https://oldoctober.com/ru/connector_pin/ |
Автор: | user314 [ 05 июл 2022, 16:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Iurii писал(а): user314 Да уж, выглядит стрёмно, а главное очень опасно. Не знаю, насколько это сейчас актуально, но я до сих пор пользуюсь вот такой макетной платой: https://oldoctober.com/ru/connector_pin/ Да, стрёмно, но главное помнить, что под напряжением никуда не лезть, после выключения конденсаторы дополнительно разряжать лампой. После входного выпрямителя установить резистор килоом на 30 - 50. Ваш вариант макеток мне понравился, подкупает универсальностью, в то время как стандартные макетки расчитаны больше на миниатюрные, низковольтные проекты. Но, это отдельная тема и отдельное время на реализацию |
Автор: | user314 [ 06 июл 2022, 19:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Кажется оно меня побеждает... Суть в том, что вот с таким выходом схему никак невозможно заставить гарантированно запускаться, вроде всё проверил, разрядил конденсаторы - запускается, приходишь через часик, включаешь - не запускается. Вложение: Нашёл вот такую схему Вложение: Но все они спотыкаются о полный диодный мост с кондёрами 4700 мкф |
Автор: | Iurii [ 06 июл 2022, 20:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Да, такая проблема существует. Я глубоко не копал в этом направлении, но, полагаясь на интуицию, считал, что по большей части это связано с наращением симметрии низковольтной части схемы. Обычно вместе с этой проблемой возникает и другая - повышенное потребление. По идее, при нарушении симметрии схемы, феррит раньше входит в насыщение, что вызывает изменение параметров. Попробуйте использовать обычный мостовой выпрямитель. Положение должно улучшиться. P.S. Когда я это писал, была только одна картинка. Так что пояснение. Попробуйте вариант - одна обмотка на один, полный мост, одно выходное напряжение. Если заработает стабильно и потребление снизится, то возможно у вас проблема симметрии. |
Автор: | qza [ 06 июл 2022, 20:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 С конденсаторами меньшей емкости запускается всегда стабильно чтоли? |
Автор: | user314 [ 06 июл 2022, 21:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Iurii писал(а): user314 Да, такая проблема существует. Я глубоко не копал в этом направлении, но, полагаясь на интуицию, считал, что по большей части это связано с наращением симметрии низковольтной части схемы. Обычно вместе с этой проблемой возникает и другая - повышенное потребление. По идее, при нарушении симметрии схемы, феррит раньше входит в насыщение, что вызывает изменение параметров. Попробуйте использовать обычный мостовой выпрямитель. Положение должно улучшиться. По потреблению не проверял, дойти бы ещё до этого. Какой феррит вы имеете в виду? Тот который вспомогательный? Насколько я понял эту схему называют "генератором Йенсена" и как-раз маленький сердечник должен быть в насыщении, иначе схема будет глохнуть под нагрузкой. Касательно "обычный мостовой выпрямитель", вы подразумеваете без средней точки? Ну как эксперемент можно попробовать, но конечная цель - двухполярный источник питания. |
Автор: | user314 [ 06 июл 2022, 22:00 ] | ||
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания | ||
qza писал(а): user314 С конденсаторами меньшей емкости запускается всегда стабильно чтоли? Стабильно запускается, если выпрямитель сделать как на этой схеме. При этом я пробовал делать как здесь, то есть обратную связь через вторичную обмотку - смысл там один и тот же, а вот ставить конденсатор сразу напрямую без резистора я не решился пока, там ведь весь ток попрёт без ограничений в базы.
|
Автор: | user314 [ 06 июл 2022, 22:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Вероятно я неверно расчитал силовой трансформатор, потому что я расчитывал его как полумост, а это автогенератор. Нашёл рекомендации по расчёту автогенератора. Вложение: Вот формула оттуда для расчёта витков первичной обмотки, не догоню откуда берётся Bm и Sm Вложение: 2022-07-06_21_56_08.png [ 1.9 Кб | Просмотров: 4573 ] |
Автор: | Iurii [ 07 июл 2022, 10:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 писал(а): Вот формула оттуда для расчёта витков первичной обмотки, не догоню откуда берётся Bm и Sm Вопросительного знака нет, но я всё же попробую ответить. Речь видимо идёт о индукции и сечении. В следующий раз используйте методичку, которая не вызывает вопросов. Я с недоверием отношусь к авторам, которые под формулой не указывают назначений переменных. Я вам должен доложить, что реальное значение индукции магнитопровода может существенно отличаться от заявленного. Хотя очень часто к нам в руки попадает кольцо и вовсе без маркировки. В идиллии нужно индукцию измерить. Но, чтобы её измерить, нужно намотать трансформатор. Когда-то я это даже делал, но это было очень давно. Помню только что наматывал число витков в несколько раз меньше заданного (просто чтобы меньше мотать), а потом постепенно повышал напряжение питания и замерял ток. Значение индукции я тогда получил и оно конечно заметно отличалось от паспортного. Вот тогда я и сообразил, что при таком подходе, и смысл всех расчётов теряется, так как мы уже получаем самый главный параметр - вольт/виток. Сразу возникает резонный вопрос, почему любители так не поступают... Думаю это потому что они, либо пользуются методичками для инженеров, либо у них нет достаточно мощного источника тока, позволяющего плавно менять напряжение. |
Автор: | user314 [ 07 июл 2022, 14:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Iurii писал(а): user314 писал(а): Вот формула оттуда для расчёта витков первичной обмотки, не догоню откуда берётся Bm и Sm Вопросительного знака нет, но я всё же попробую ответить. Речь видимо идёт о индукции и сечении. В следующий раз используйте методичку, которая не вызывает вопросов. Я с недоверием отношусь к авторам, которые под формулой не указывают назначений переменных. В приведённом документе упоминается dВ=2Вm а потом вдруг бах, и в формулу подставляют значение 0.2 без каких либо объяснений. По приведённой формуле у меня получается 44 витка первичный обмотки на частоте 25 кГц для феррита от ТВС 110. Если не ошибаюсь, то его сечение составляет 1.8 кв. см. У меня намотано 48 витков. Вообще, я получаю расчётное напряжение примерно 24 - 26 вольт, поэтому дальнейшие размышления приводят к мысли, что всё же, силовой трансформатор расчитан верно. Нужно продолжать возню с вспомогательным трансформатором. Iurii писал(а): Я вам должен доложить, что реальное значение индукции магнитопровода может существенно отличаться от заявленного. Хотя очень часто к нам в руки попадает кольцо и вовсе без маркировки. В идиллии нужно индукцию измерить. Но, чтобы её измерить, нужно намотать трансформатор. Когда-то я это даже делал, но это было очень давно. Помню только что наматывал число витков в несколько раз меньше заданного (просто чтобы меньше мотать), а потом постепенно повышал напряжение питания и замерял ток. Значение индукции я тогда получил и оно конечно заметно отличалось от паспортного. Вот тогда я и сообразил, что при таком подходе, и смысл всех расчётов теряется, так как мы уже получаем самый главный параметр - вольт/виток. Сразу возникает резонный вопрос, почему любители так не поступают... Думаю это потому что они, либо пользуются методичками для инженеров, либо у них нет достаточно мощного источника тока, позволяющего плавно менять напряжение. Если можно, чуть подробнее, какое напряжение нужно подавать на обмотку измеряемого сердечника? Имеется в виду, высокочастотную переменку или постоянку? |
Автор: | Iurii [ 07 июл 2022, 15:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 писал(а): Если можно, чуть подробнее, какое напряжение нужно подавать на обмотку измеряемого сердечника? Имеется в виду, высокочастотную переменку или постоянку? Нужно построить схему с фиксированной частотой переключения ключей и коэффициентом заполнения менее 0,5. Потом постепенно поднимать напряжение питания и следить за током потребления. Как только сердечник начнёт входить в насыщение, ток повысится. В качестве схемы управления можно использовать какой-нибудь готовый драйвер (чип). Сейчас таких полно. Таким образом можно намотать трансформатор всего за два подхода. Если же использовать источник с самовозбуждением и напряжение сети, то подходов будет больше. А чем не понравился предложенный мною метод намотки без подсчёта витков? Дешево и сердито. Много трансформаторов так намотал когда-то. Сидишь, смотришь какой-нибудь сериал и не думаешь о витках. |
Автор: | user314 [ 07 июл 2022, 16:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Iurii писал(а): А чем не понравился предложенный мною метод намотки без подсчёта витков? Дешево и сердито. Много трансформаторов так намотал когда-то. Сидишь, смотришь какой-нибудь сериал и не думаешь о витках. Да в общем я перепробовал многое, если не сказать что всё. Особенность в том, что если чем-то предварительно "накачать" выходные ёмкости, то преобразователь свободно запускается и вполне выдаёт требуемые характеристики. Проблема именно в этом, и ни в чём другом. Возникает даже мысль, поставить рядом дешманский китайский зарядник, другой вопрос, что это ещё потребует его деактивации после запуска основного преобразователя... Чтобы на него не попало 50 вольт, резистор + стабилитрон? Либо использовать дроссели с достаточно большой индуктивностью, как показала практика 10 - 15 мкГн - маловато. |
Автор: | Iurii [ 07 июл 2022, 20:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Я вроде вам говорил, что для облегчения запуска преобразователя с самовозбуждением нужно использовать транзисторы с более высоким h21. А вы хотите повесить на выход несколько десятков микрофарад (КЗ по переменному току) и при этом использовать транзисторы, у которых ток базы чуть ли не равен току коллектора. Я то строил на КТ872-рых потому что других в пластике на 400 Вольт не было. И тоже мучился в запуском. Прибор был переносной и таскать с собой НЧ трансформатор было бы неудобно. Машины у меня не было. Были бы вы в Кишинёве, я бы вам подкинул балластов от КЛЛ. Я могу сейчас ошибаться, но кажется там у отдельных транзисторов больше сотни коэффициент передачи по току. |
Автор: | qza [ 07 июл 2022, 20:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Вы видимо не поняли мой вопрос, если не заряжать кондеры, а поставить меньшей емкости для пробы? Столько мучались, по вашим словам, неужели не попробовали ? |
Автор: | user314 [ 07 июл 2022, 21:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
qza писал(а): user314 Вы видимо не поняли мой вопрос, если не заряжать кондеры, а поставить меньшей емкости для пробы? Столько мучались, по вашим словам, неужели не попробовали ? Разумеется, без ёмкостей он запускается в любом случае, даже 200 мкф сегодня ставил, ему было много, с трудом запускался. |
Автор: | user314 [ 07 июл 2022, 21:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Iurii писал(а): user314 Я вроде вам говорил, что для облегчения запуска преобразователя с самовозбуждением нужно использовать транзисторы с более высоким h21. А вы хотите повесить на выход несколько десятков микрофарад (КЗ по переменному току) и при этом использовать транзисторы, у которых ток базы чуть ли не равен току коллектора. Я то строил на КТ872-рых потому что других в пластике на 400 Вольт не было. И тоже мучился в запуском. Прибор был переносной и таскать с собой НЧ трансформатор было бы неудобно. Машины у меня не было. Были бы вы в Кишинёве, я бы вам подкинул балластов от КЛЛ. Я могу сейчас ошибаться, но кажется там у отдельных транзисторов больше сотни коэффициент передачи по току. Да, хотел сжульничать. Были где-то вот такие транзисторы https://static.chipdip.ru/lib/301/DOC000301854.pdf, но покупал я их не себе, надо спросить парочку. hfe больше сотни, должны как ракеты взлетать, наверное. |
Автор: | qza [ 08 июл 2022, 00:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Ну, вот, зная причину можно уже искать решение, а причина большой стартовый ток при заряде конденсаторов. Вначале написал про позистор в цепи размагничивания кинескопа, чтобы ограничить ток первичной цепи, но перепутал характеристику, он наоборот работает... И все таки повторю свою первую идею только не варистор или позистор, а НТЦ негативный термистор. https://www.aedon.ru/blog/post/primenen ... ovogo-toka В петле размагничивания кинескопа был варистор, я сам не пробовал, но другого сразу в голову не приходит. Может быть попробуете в первичной цепи им ограничить стартовый ток, прежде чем винить транзисторы и трансформатор. |
Автор: | user314 [ 08 июл 2022, 11:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
qza В первичной цепи? Во время экспериментов я использую лампу на 20 Ватт и ещё стоит резистор на 10 Ом, там больше нечего ограничивать. А вот старт преобразователя тем легче, чем меньше выходная ёмкость после выпрямителя. И если там стоит, скажем по 100 мкф, то преобразователь довольно долго думает, но всё же запускается, 200 мкф уже ещё тяжелее, а дальше скорее всего уже не запустится. Насколько я понял, NTC предназначены для высоковольтных цепей, во вторичку их не засунуть. Всё же Iurii прав, это связано со слабым коэффециентом усиления по току у транзисторов. У меня прямо сейчас в распоряжении есть IGBT транзисторы, которые давно уже чешутся ручки применить. Только им в затворы надо ставить резисторы и стабилитроны, вроде больше схема особо не меняется. |
Автор: | qza [ 08 июл 2022, 13:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Ну и какое у вас сопротивление холодной лампочки? Оно на порядок ниже во время старта, чем в рабочем состоянии, тоже эдакий позистор |
Автор: | user314 [ 08 июл 2022, 14:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
qza 110 Ом, но это сюда вообще никаким боком. Чтобы открыть транзистор КТ838 и ему подобные, нужен 1/3 тока базы от тока эмиттера. При холодном старте выходные конденсаторы разряжены, поэтому по отношению к источнику имеют характеристики КЗ, так вот в том и проблема, что во время холодного старта негде взять такой ток базы, чтобы запустить генератор. |
Автор: | qza [ 08 июл 2022, 16:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Ну, если вы сами все знаете, поставьте резистор на заряд и реле задержки... |
Автор: | user314 [ 08 июл 2022, 17:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Проверил IGBT, аналогично не справляются с задачей, даже кажется ещё хуже, ибо глохнут под любой нагрузкой. (на затворах 24 вольта амплитуды). Думаю нет смысла продолжать с ними. Далее, пробовал вот такую схему, только резисторы параллельно контактам не ставил. Реле хлопает как всбесившийся компостер. Видимо ну ооочень большой ток. Вложение: Пожалуй пока возьму перекур от всей этой ерундистики, что-то не пошло. |
Автор: | user314 [ 08 июл 2022, 17:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Почему я так гонюсь за внушительной ёмкостью? Ну очевидно, УМЗЧ будет фонить если не обеспечить его массивной блокировкой по питанию, поэтому с малыми электролитами даже пробовать не хочу, не вижу смысла. |
Автор: | Iurii [ 08 июл 2022, 18:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Надеюсь вы понимаете, что импульсный источник с самовозбуждением, - это просто эквивалент обычного трансформатора. Так же как и при использовании обычного трансформатора, выходное напряжения вашего источника будет проваливаться на басах. Для УНЧ намного целесообразнее строить БП с ШИМ, который будет стабилизировать выходное напряжение, как это реализовано в УНЧ высокого класса. Но тогда хоть затраты оправданны. А ваш вариант не даст вам никаких "преференций" кроме повышенного уровня шума. В худшем же случае вам придётся ещё и бороться с возбуждением УНЧ путём обрезания его АЧХ. |
Автор: | qza [ 08 июл 2022, 18:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Странный вы человек, зачем вам реле без зарядных резисторов... ? И задержку пару сек надо, в зависимости от резисторов конечно |
Автор: | user314 [ 08 июл 2022, 20:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
qza писал(а): user314 Странный вы человек, зачем вам реле без зарядных резисторов... ? И задержку пару сек надо, в зависимости от резисторов конечно Я вообще странный человек, зачем мне эта схема? Сейчас нашёл транзисторы 2SC5388 поставил - результат практически такой же, всё, хватит, лучше ШИМ. Всем спасибо за внимание. |
Автор: | user314 [ 08 июл 2022, 21:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Админ уже поправил "быдлосхему" на "схему", это название не я придумал, где-то увидел пока гуглил решение проблемы. |
Автор: | Iurii [ 08 июл 2022, 22:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 То Роскомнадзор блокировал страницы, теперь Google. Свободы прикручивают со всех сторон. Я вот только точно не знаю, по абузам или робот находит. Видел как на Youtube робот комменты бочит по грубым словам, предполагаю, что в Adsense тоже есть подобный бот. |
Автор: | user314 [ 15 июл 2022, 19:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
В прошлый раз психанул, но угомониться не смог, в итоге опытным путём пришёл к выводу, что в цепи возбуждения нужно добавить конденсатор 22n параллельно резистору. Причём что важно, никаких больше резисторов до и после ставить нельзя, иначе не запускается. Вот адаптированная схема Вложение: Вот что получилось Вложение: Вложение: Вложение:
|
Автор: | user314 [ 15 июл 2022, 19:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Выпрямитель сделал на диодах шоттки, что попались под руку (15DQ120). В следующий раз буду делать на сдвоенных, переделаю печатку и выложу всё в первый пост. |
Автор: | user314 [ 14 фев 2023, 14:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Внедрил три таких источника питания в стерео-усилители на базе TDA7293/7294. Тем самым окончательно облегчил конструкцию и полностью избавился от фона 50 Гц, теперь в динамиках вообще тишина. Но вот голова рукам покоя не даёт, задумал сделать такой же БП для двух УНЧ D-класса и взять с него мощность 300 - 400 ватт. По началу всё шло нормально, перемотал трансформатор на +-50 вольт, поставил выходных конденсаторы 4700мкф X 63V и всё завелось, потом в ходе проверок "не туда" залез осциллографом, спалил выходные ключи усилителя и закоротил тем самым питание. С того момента преобразователь начал работать абы-как, частота преобразования подскочила до 39кГц (с 25), на нагрузку запускаться отказывается. Проверил транзисторы, проверил все детали - всё в норме, ничего сгоревшего, всё цело. Сначала подумал что межвитковка в трансформаторе - перемотал первичку - не помогло. Затем поменял установленные КТ846 на 2SC5388 (у которого hfe = 230 при токе 1А) и схема начала вести себя адекватно, частота вернулась в пределы 25 кГц, запускалась на нагрузку. Но как только стоит дать остыть всему этому делу - не запускается, пока жалом паяльника не прогреешь корпус одного из ключевых транзисторов. Что там такого с ним произошло после К.З. - ума не приложу. P.S. конеднсаторов меньше 4700мкф на нужное напряжение нету, да и не хочется меньше ставить, потому что всё таки в планах использовать усилок для раскачки САБ-а, а ему очень нужны большие банки. |
Автор: | Iurii [ 14 фев 2023, 15:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 Частота может меняться от коэффициента усиления транзисторов. Но вы зря затеяли это. Для получения такой мощности БП с автогенерацией не используют. Используйте БП с ШИМ. Можно собрать и самому, но сейчас это выйдет дороже чем купить готовый. А зачем вам 400 Ватт? Это же 800 Ватт в двух каналах. Или у вас такая акустика есть. Вы знаете что такое дома включать нельзя? На Али видел УНЧ класса D 2х50Ватт со встроенным БП от 10$. |
Автор: | user314 [ 14 фев 2023, 15:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Iurii писал(а): Частота может меняться от коэффициента усиления транзисторов. После того как БП один раз ушёл в КЗ, частота по вашему тоже должна измениться навсегда? Iurii писал(а): Но вы зря затеяли это. Для получения такой мощности БП с автогенерацией не используют. Используйте БП с ШИМ. Можно собрать и самому, но сейчас это выйдет дороже чем купить готовый. Не знаю, хочу проверить. Iurii писал(а): А зачем вам 400 Ватт? Это же 800 Ватт в двух каналах. Или у вас такая акустика есть. Вы знаете что такое дома включать нельзя? Нет, в сумме 400 Ватт потребляемой в пике мощности с двух каналов. Iurii писал(а): На Али видел УНЧ класса D 2х50Ватт со встроенным БП от 10$. Я делаю универсальный класс D под любые нужды. И главное - ремонтопригодный. Поэтому покупные не устраивают. P.S. только не надо душить меня за +-50 вольт, в схеме усилителя всё пересчитано под это напряжение. Так как на мой взгляд irf640 имеет довольно высокое сопротивление канала в открытом состоянии, ему нужно давать "побольше". |
Автор: | Iurii [ 14 фев 2023, 15:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 писал(а): После того как БП один раз ушёл в КЗ, частота по вашему тоже должна измениться навсегда? Вы же транзисторы меняли вроде. А при этом даже симметрия может нарушиться. user314 писал(а): Нет, в сумме 400 Ватт потребляемой в пике мощности с двух каналов. Вы не ответили на вопрос, зачем вам такая мощность? Я когда-то много работал с музыкантами и представляю себе сколько нужно давки и для чего. Может мог бы что-то посоветовать...
|
Автор: | user314 [ 14 фев 2023, 16:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
Iurii писал(а): Вы же транзисторы меняли вроде. А при этом даже симметрия может нарушиться. Нет, я поменял их после того, как начались аномалии в работе после КЗ. Iurii писал(а): Вы не ответили на вопрос, зачем вам такая мощность? Я когда-то много работал с музыкантами и представляю себе сколько нужно давки и для чего. Может мог бы что-то посоветовать... Мне для улицы, исхожу из расчёта, что если TDA7293 выдают максимальную, не искажённую мощность в пределах 60 ватт на нагрузку 4 Ома, то мощность вкачиваемая в САБ должна быть в 3-4 раза больше чтобы с запасом. |
Автор: | Iurii [ 14 фев 2023, 18:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Автогенераторный блок питания |
user314 писал(а): то мощность вкачиваемая в САБ должна быть в 3-4 раза больше чтобы с запасом. Эффективная или среднеквадратичная мощность УНЧ должна быть меньше, (если речь о долговременном бытовом использовании), или равна, (если речь о концертной аппаратуре), максимальной долговременной, эффективной или среднеквадратичной мощности динамиков. Но есть одно большое но, о котором многие не догадываются. Это правило работает только в том случае, если в каждом частотном диапазоне используется отдельный УНЧ. Если вы используете колонки и кроссоверы, то там всё иначе. Поэтому при мощностях от сотни Ватт и выше многополосные колонки в принципе не используются. Если у вас многополосные ОС и требуется высокая мощность, то лучше к каждому динамику прицепить отдельный УНЧ, а кроссовер установить по входу. Это позволит получить бо'льшую давку при меньшей суммарной мощности УНЧ. На эпюре сигнала СЧ и ВЧ находятся выше НЧ, что значительно снижает ДД УНЧ. То есть, разделив диапазон, вы увеличите ДД при одной и той же мощности, которая ограниченна клиппингом в обычном однополосном УНЧ. Плюс защитите мелкие динамики от перегрузки, которую практически невозможно избежать при использовании сверхмощных УНЧ. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |