Сделай сам своими руками
https://oldoctober.com/forum/

Ремонт лодочного мотора
https://oldoctober.com/forum/viewtopic.php?f=22&t=1294
Страница 1 из 1

Автор:  vladimir2017 [ 26 авг 2017, 09:57 ]
Заголовок сообщения:  Ремонт лодочного мотора

Здравствуйте! Мне нужно измерить пиковое напряжение на накопительной и сигнальной катушках генераторного блока лодочного мотора там переменное напряжение до 500 вольт частота до 200 Гц (теоретически). Полноценного осциллографа у меня нет и взять негде, по этому хочу собрать приставку по предложенной схеме. Суть вопроса - поскольку я никогда не работал с осциллографом и имею начально представление о всяких делителях и уж тем более гальванических развязках, прошу объяснить мне что нужно сделать, что бы не спалить звуковую карту нетбука?

Автор:  Iurii [ 26 авг 2017, 10:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виртуальные осциллографы

vladimir2017
Нет смысла строить осциллограф ради этого единственного измерения, если конечно кроме измерения пикового напряжения вам не нужно измерять частоту. Правда, некоторые мультиметры успешно измеряют и частоту до сотни килогерц.

Вы можете сделать замер с помощью обычного тестера, подключив его через диод и зашунтировав конденсатором, как на схеме ниже. Резистор и УНЧ, а данном случае лишнее.
А вход аудио карты при таком напряжении угробить очень легко, особенно если ваши знания в области электроники невелики.

Изображение

Автор:  vladimir2017 [ 27 авг 2017, 20:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виртуальные осциллографы

Тестер пал смертью храбрых при попытке замера. Недоглядел что включено измерение постоянного напряжения. Спецы, которые в курсе как настроить зажигание, просят скрины или фотки с осцилографа. По этому я рискнуть готов, только направьте меня в правильное русло. Учусь быстро. Если что есть еще один аналогичный нетбук в качестве донора.

Автор:  Iurii [ 27 авг 2017, 22:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виртуальные осциллографы

vladimir2017
Если тестер умер, то и ноутбук постигнет та же учесть. Убить аудиокарту намного проще чем тестер. Тестер обычно измеряет напряжение до 1000 Вольт, а на вход аудиокарты не желательно подавать более 10 Вольт.

Если предел выбран верно, то не имеет значения, какое напряжение на входе, постоянное или переменное. Какой у вас тестер?

Автор:  vladimir2017 [ 28 авг 2017, 16:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виртуальные осциллографы

Был самый простой чайниковский DT-832D. После включения в цепь при измерении напряжения он начал показывать все что угодно, только не интересующие данные. Вскрыл, увидел сгоревший резистор. Там все на SMD, и на сгоревшем номинала не видно. Хочу прозвонить напряжение по входам микросхемы на разных режимах (где-то в сети видел схему похожую). Но пока второй не приобрел. У нас сложно с приборами в селе. Или цены космические, например за аналогичный тестер просят 500 рублей. Так за те же деньги я в Волгограде 890 куплю. А там уже есть измерение емкости. Для меня это нужная штука. По поводу предела - у меня был выбран предел DС 1000. Мотор завел, тестер начал показывать какие-то неадекатные значения.

Автор:  Iurii [ 28 авг 2017, 19:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виртуальные осциллографы

vladimir2017
Там где есть катушки с большой индуктивностью, есть и высокие значения ЭДС самоиндукции. Любой тестер можно угробить производя замеры на катушках или трансформаторах в момент отключения. Даже при измерении катушки омметром можно получить удар током по неосторожности.

Если речь о катушке зажигания, то она как раз всё время включается и включается. Да и вообще она генерирует напряжение в несколько десятков киловольт.

Автор:  vladimir2017 [ 28 авг 2017, 20:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виртуальные осциллографы

Нет. Дело не высоковольтной катушке. Рассказываю по порядку: на моторе установлено терристорное зажигание. Суть его такова - на маховике, который установлен на коленвал, расположены постоянные магниты. (они вращаются во время работы двигателя). Под маховиком, на картере двигателя расположены катушки. В моем случае их 3 штуки. Одна на освещение, нам она не интересна, одна является индуктивным датчиком и одна накопительная. Накопительная катушка заряжает конденсатор. Индуктивная - открывает тиристор. Далее конденсатор разряжается на высоковольтную катушку и на свечах возникает искра. (катушка двухискровая - свеча в обоих цилиндрах одновременно). Вот это кратко. Проблема в том, что наблюдаются пропуски искры. Путем замен компонентов, *свечи, провода, высоковольтная катушка, коммутатор, устранение подсоса воздуха в двигатель, чистка карбюратора) проблему решить не удалось. И решили пойти от начала. Т.е. от параметров катушки индуктивности и накопительной катушки. Их заменить не чем. Если выяснится, что проблема в этой части я их просто перемотаю. Хотелось бы этого избежать т.к. на накопительной катушке 5000-6000 витков. Да и провода у меня пока нет. Вот для этой затеи нужно посмотреть как выглядят колебания и какая амплитуда этих колебаний. Нужно это все на разных оборотах посмотреть. Ориентируемся что на накопительной катушке при максимальных оборотах где-то 400 В. На индуктивной может 30-50 В. Т.е. замеры я хочу проводить еще до коммутатора. Если нужна его схема могу выложить там 5 деталей.

Автор:  Iurii [ 29 авг 2017, 09:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виртуальные осциллографы

vladimir2017
Не любитель я схем, описанных словами, но в данном случае всё понятно.
Цитата:
Проблема в том, что наблюдаются пропуски искры.
По падению мощности двигателя определили или на слух?

Автор:  vladimir2017 [ 29 авг 2017, 10:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виртуальные осциллографы

Есть видео. появилась эта проблема просто на ходу. Вдруг движок начал дергаться и потом вообще заглох. Потом с трудом завел и только на высоких оборотах работа выровнялась. Такое чувство, как будто где-то "сопля" висит и время от времени происходят изменения или в датчике (индукционной катушке) или в накопительной. Устройство катушек - один провод на землю один на коммутатор.


Автор:  Iurii [ 29 авг 2017, 10:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Виртуальные осциллографы

vladimir2017
Всё может быть. Обычно начинают с проверки любых контактов, которые есть по пути прохождения тока. Это можно сделать и без разборки, замеряя сопротивления контактов на шкале "Единицы Омов". (Но у вас ведь не тестера... Не обязательно переплачивать продавцу, можно заказать товары через Интернет. У вас в России есть склад Akiexpress, поэтому за доставку берут совсем небольшие деньги.)
Потом проверяют наиболее высоковольтную часть. Чем выше напряжение, тем выше вероятность пробоя. Но высоковольтная катушка герметичная. А как насчёт накопительной? Если она даже без пропитки, то велика вероятность межвиткового замыкания, которое бывает "плавающим".

Я не специалист по двигателям, но два раза в жизни самостоятельно двигатель ремонтировал и оба раза успешно. :)

Если в бензин для вашего двигателя добавляется масло, то я бы убедился в том, что свечи не имеют утечки. Утечка в свече может привести к уменьшению или пропаданию искры. Свечи можно прожечь в чистом бензине, а потом почистить изоляторы. Чаще всего помогает.

Автор:  vladimir2017 [ 29 авг 2017, 11:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ремонт лодочного мотора

Я же в начале написал. Поменяли все что можно кроме части которая под маховиком (катушки). Для этого нужно осциллографом посмотреть какой сигнал идет с катушек и какой он амплитуды. Там по идее колебания должны быть в виде синусоиды. Вот для этого я и хочу туда заглянуть))) Помогите с защитой. Буду очень признателен. Делитель я сделаю, но по поводу защиты я пока туплю.

Автор:  Iurii [ 29 авг 2017, 17:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ремонт лодочного мотора

vladimir2017
Цитата:
Помогите с защитой.
Предполагалось, что тот, кто сможет рассчитать и построить такой прибор, знаком с основами электротехники и электроники.

Защита в представленной схеме виртуального осциллографа есть.
Изображение
Но она может сработать только до напряжения 1000 Вольт и то с рядом оговорок. Во-первых, в верхнем плече делителя резистор должен быть МЛТ-2 или аналогичный, а конденсатор на 1,6КВ и выше. Во вторых, нужно каким-то способом обеспечить отсутствие дребезга контактов входного гнезда аудиокарты. Даже небольшой дребезг контактов делает защиту бесполезной.

Кроме того, данная схема вообще не рассчитана на измерения такого высокого напряжения (600 Вольт), как и любой реальный осциллограф, хоть за 1000$.

В настоящих осциллографах никакой защиты нет, а есть только предельно допустимое напряжение. Это же не пробник электрика. Любая защита, это лишняя ёмкость, а её то и стараются снизить насколько это возможно. Обычно напрямую на вертикальный вход осциллографа подают напряжение 50-100 Вольт, в зависимости от того, какое предельно-допустимое напряжение оговорено в тех. данных осциллографа.

Для замеров в цепях более высокого напряжения используют делители. Самый популярный делитель 10:1 и через него уже можно измерять напряжение до 500-1000 Вольт. Когда величина напряжения точно не известна, то используют высоковольтные делители 1000:1 и более. Такие делители используются редко, поэтому отдельно от высоковольтного вольтметра я их в продаже никогда не видел. Я себе сделал такой делитель сам. Вот с его помощью можно подключать осциллограф к неизвестным цепям.

Судя по тому что ваш тестер вышел из строя на предел 1КВ, вам понадобился бы высоковольтный делитель. Где-то там у вас "гуляет", простите за околотехнический термин, напряжение много большее искомых 600 Вольт. Кроме того, даже если вам что-то и удастся увидеть, то результат всё равно будет в попугаях, так как чтобы откалибровать осциллограф, всё равно потребуется тестер.

Автор:  vladimir2017 [ 31 авг 2017, 10:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ремонт лодочного мотора

Вы имеете в виде, что на корпус могло пробить напряжение с высоковольтного провода? Земля по схеме зажигания как раз завязана через корпус. Тогда наверное было бы логично проверить высоковольтную катушку на пробой, или правильнее наверное, на сопротивление изоляции с помощью мегаомметра. Но его тоже под рукой нет. Вчера тестер проверил новый - все работает. Установил программу осцилографа на нетбук, через микрофонный вход вроде бы работает. А если проверять без нагрузки, т.е. отключить коммутатор и все что после него, наверное можно будет убрать риски пробоя высоковольтного напряжения? Например, все откину и стартером покручу. Ну тоже не вариант в итоге, т.к. нужно же на разных оборотах смотреть. Тупик какой-то. Но ведь смотрят как-то люди?

Автор:  Iurii [ 31 авг 2017, 11:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ремонт лодочного мотора

vladimir2017 писал(а):
Вы имеете в виде, что на корпус могло пробить напряжение с высоковольтного провода?
Есть такое понятие - электрическая цепь. Поэтому и говорят, что ток течёт по цепи. В обычном случае, одного провода недостаточно для подачи тока от генератора. Но когда мы имеем дело с высоким напряжением или с импульсным напряжением высокой амплитуды, нужно представлять себе не только электрическую цепь, но и "эквивалентную", в которой могут быть, так сказать, скрытые от глаз элементы. Таким элементом может стать сопротивления утечки, емкость монтажа, межобмоточная ёмкость трансформатора и т.д. Кроме этого, может ведь иметь место и дефект схемы, например, плавающий пробой. Я бы всего этого не писал, если бы тестер не вышел из строя на предел 1000 Вольт.

Да, в вашем случае было бы логично отключить высоковольтную катушку и измерить амплитуду импульсного напряжения с помощью диода, конденсатора и тестера.
Вложение:
Схема измерения амплитудного значения импульсов.GIF
Схема измерения амплитудного значения импульсов.GIF [ 7.34 Кб | Просмотров: 8168 ]


Что касается виртуального осциллографа, то я бы не стал использовать микрофонных вход. В большинстве ноутбуков нет возможности выбрать тип входа для единственного гнезда - Mic/Line. У Dell-ов раньше была такая возможность, у других не видел. Тут где-то в ветке уже был прецедент, когда пострадала аудио карта и я теперь вынужден носить груз ответственности. Не прибавляйте мне ещё один. Хотите экспериментировать, закажите на Aliexpress USB аудио карту. Она всего 1$ там стоит.

Вложения:
Внешняя USB аудиокарта.gif
Внешняя USB аудиокарта.gif [ 25.99 Кб | Просмотров: 8168 ]

Автор:  vladimir2017 [ 31 авг 2017, 16:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ремонт лодочного мотора

Принимается, закажу карту. Сегодня перемерял обмотки высоковольтной катушки (я поставил от волги двухискровую). На вторичной обмотке 4,5 КОм на первичной 3 Ом.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/