БомбандилПопробую написать небольшой мануал по ремонту головки от тестера "ТЛ-4", хотя он сгодится и для других приборных головок.
С чего начать1. Прежде чем заниматься проверкой или калибровкой приборных головок, нужно убедиться, что эталонный прибор не врёт.
2. Приступая к разборке головки, нужно позаботиться о минимальном наборе инструментов, которые могут понадобиться:
Миниатюрный паяльник
Бинокулярные очки или часовая лупа
Часовой пинцет
Часовое масло
Часовая отвертка или подобный инструмент, которую можно было бы использовать в качестве дозировки для масла.
3. Чувствительность головки зависит целости витков рамки, возвратной силы волосков и напряжённости магнитного поля, которая определяется положением магнитного шунта, если он имеется.
План работЕсли ток полного отклонения головки отличается от нормы, то для начала можно измерить сопротивление рамки и сравнить его с паспортным. Для этого желательно временно отключить один их выводов головки, чтобы исключить ошибки, связанною с неисправностью схемы прибора (тестера). Сопротивление рамки тестера "ТЛ-4" должно быть около 1000 Ом. Если оно намного ниже, то можно предположить, что в рамке есть короткозамкнутые витки. Восстановить рамку без специальной оснастки и опыта подобных операций чрезвычайно сложно. Даже у опытных намотчиц, которые целыми днями мотают рамки на специальном оборудование, случается брак.
Если сопротивление рамки в норме, нужно проверить состояние волосков (спиралей). Волоски должны иметь форму спирали Архимеда и в них не должно возникать слипшихся витков при движении стрелки.
Если несколько измерений одного и того же параметра дают разный результат или при возврате в ноль, стрелка останавливается в разных местах, то скорее всего высохла смазка в подшипников скольжения (камни и цапфы). Требуется чистка с помощью авиационного бензина "Б70" или "Калоша" и смазка часовым маслом. Для чистки подшипников также подходит бензин для зажигалок.
Вот здесь я писал, как чистить подшипники>>> Там про часы, но принцип тот же.
Если происходит залипание стрелки у левой керамической стойки, нужно её тщательно промыть в бензине или спирте. Также можно аккуратно протереть миниатюрным ватным тампончиком, слегка смоченным в спирте, торцы стрелки. Вообще, к стрелке нужно относится очень осторожно, чтобы её не повредить.
В небольших пределах чувствительность можно отрегулировать, изменяя положение конца заднего волоска. Не помню сейчас, насколько там это удобно делать. Другой регулятор - магнитный шунт. Но, это всё точные регулировки. Основная чувствительность зависит от самой конструкции прибора.